Внимание

Айки - клуб ТОКУ рад приветствовать Вас на на шем сайте и  приглашает к сотрудничеству! Вы можете связаться с нами по телефону: 0972146740

либо по адресу 

 toku24604@gmail.com




Интервью с О-Сэнсэем и Киссёмару Уэсиба 1959 г.

Источник: Aiki News

 

Следующее интервью, взятое тремя безымянными репортёрами, опубликовано на японском языке в книге Айкидо, изданной Киссёмару  переведено с японского на английский Стэнли Праниным и Кацуаки Тэрасавой.

   А: Когда я был студентом колледжа, наш профессор философии показал нам портрет знаменитого философа, и теперь я поражён удивительным сходством его с Вами, Сэнсэй.

   О-сэнсэй: Понятно. Возможно, мне и стоит заняться философией вместо тренировок. Ибо моё духовное начало выражено сильнее, чем физическое.

   Б: Говорят, что Айкидо сильно отличается от Каратэ и Дзюдо.

   О-сэнсэй: По моему мнению, айкидо может считаться истинным Будо (воинским искусством). Принимая такой взгляд на Вселенную, Айкидо не может быть ничем иным, кроме как боевым искусством любви. Оно не может быть боевым искусством насилия. По этой причине Айкидо
можно назвать ещё одним проявлением воли небес.  Другими словами, миссия айкидо более глобальна по своим масштабам.  Поэтому в айкидо Небо и Земля становятся обучающими основами. Настрой айкидзина должен быть мирным и полностью ненасильственным. Это тот дух, который приводит насилие в состояние гармонии. И это я думаю - истинный дух Японских воинских искусств. Земля нам дана, чтобы сотворить небеса на земле, воинственные действия - полностью этому противоречат.

   A: Это весьма отличается от традиционного представления о воинских искусствах.

   Осэнсэй: Действительно, это так. Если мы оглянёмся назад в глубь истории, мы увидим, что военные искусства неправильно эксплуатировались. В течение Периода Сэнгоку (1482-1558 Сэнгоку буквально " враждующие страны ") Даймё использовали военные искусства, как инструмент борьбы, чтобы обслужить их собственные частные интересы и удовлетворять их жадность. Это истинная правда, я могу это утверждать, так как сам учил военным искусствам солдат с целью уничтожения противника на войне, но стал глубоко обеспокоен будущем будо по окончании войны. Эти мысли, привели меня к размышлению об истинном духе айкидо семь лет назад, тогда я пришел к идее, относительно формирования небес на земле. Причина этих размышлений была в том, что, хотя небо и земля (в их физическом понимании) находятся в состоянии совершенного равновесия, но людям (в частности японцам) кажется, что все требует
их мешательства. Прежде всего, мы должны изменить это представление. Реализация этой миссии - путь к пониманию корней гуманности. Когда я обрёл эту истину, то пришел к выводу, что настоящее состояние айкидо - это любовь и гармония. Таким образом "бу"  в айкидо - это выражение любви. Я создал айкидо, на благо моей траны. Таким образом, дух айкидо -  это любовь и гармония. Айкидо было рождено в соответствии с принципами и законами вселенной. Поэтому, это - будо абсолютной победы.

   Б: Вы не расскажете о принципах Айкидо? Общественное мнение представляет Айкидо как нечто мистическое, подобно Ниндзюцу, поскольку вы, Сэнсэй, опрокидывали громадных соперников с быстротой молнии и поднимали объекты, весящие несколько сот фунтов.

   О-сэнсэй: Это только кажется мистикой. В Айкидо мы полностью используем силу соперника. Поэтому чем больше силы применяет соперник, тем легче вам.

   Б: Получается, что айкидо схоже в этом отношении с дзюдо, т.к. в дзюдо, вы синхронизируете себя с ритмом вашего противника. Если он толкает, вы тянете; если он тянет, вы толкаете. Вы действуете согласно этому принципу, заставите его терять равновесие, а затем применять вашу технику?

   О-сэнсэй: В Айкидо не существует понятия атаки. Мы просто воздействуем на тело, в котором дух уже поколебался. Мы твердо придерживаемся принципа абсолютного слияния, то есть мы не выступаем против нападавшего. То есть в Айкидо изначально нет противника. Победа в айкидо- это Масакацу агацу (истинная победа, победа над самим собой); так как вы действуете в соответствии с миссией небес, вы обладаете абсолютной силой.

   Б: Не означает ли это "ато-но-сэн"? (Термин относится к поздней реакции на атаку.)

   О-сэнсэй: Абсолютно нет. Это не вопрос "сэнсэн но сэн" или "сэн но сэн". Если бы я попытался описать это всё словами, то я бы сказал, что вы контролируете соперника без попыток контролировать его. То есть это состояние постоянной победы. И не существует понятия победы или проигрыша сопернику. В этом смысле в Айкидо нет соперника. Даже если у вас есть соперник, он становится частью вас, партнёром, которого вы лишь контролируете.

   Б: Сколько существует приёмов в Айкидо?

   О-сэнсэй: имеются приблизительно 3,000 основных технических приёмов, и каждый из них имеет 16 вариаций ... так что их многие тысячи. В зависимости от обстановки вы создаёте новые техники.

   А: Когда Вы начали изучать боевые искусства?

   О-сэнсэй: Приблизительно в возрасте 14 или 15 лет. Сначала я изучал Tэнсинё-рю Дзюдзюцу у Toкусабуро Toдзава Сэнсэя, затем Kито-рю, Ягю-рю, Aйой-рю, Синкагэ-рю, это всё дзюдзюцу. Однако, я всегда думал, что имеется истинная форма будо. Я пробовал Ходзоин-рю содзюцу и кэндо. Но все эти искусства направлены на взаимоуничтожение, и они не могли удовлетворять меня. Так что я посетил много частей страны, в поисках Пути и наставлений, но все напрасно.

   А: То есть вы, вели жизнь воина-отшельника?

   О-сэнсэй: Да я искал истинное будо. Когда я посещал другие школы, я никогда не бросал вызов сэнсэю в его додзё. Человек, содержа додзё, обременен многими вещами, так что не может показать свои истинные способности. Я отдавал дань уважения и учился у него. Если я видел что, превосхожу его, то благодарил за обучение и возвращался домой.
 
   Б: То есть вы не изучали айкидо с самого начала. Когда же оно возникло?

   О-сэнсэй: Как я говорил ранее, я посетил много различных мест, в поисках истинного будо. Когда мне было приблизительно 30 лет, я поселился на Хоккайдо. И однажды, во время пребывания в Гостинице Хисада, в Энгару, Область Китами, я встретил некого Такэда Сокаку Сэнсэя из клана Айзу. Он преподавал Дайто-рю дзюдзюцу. В течение тех, 30 дней, которые я провёл у него,  я
чувствовал нечто вроде Вдохновения. Позже, я пригласил этого преподавателя в мой дом, и вместе с 15 или 16 из моих служащих стал учеником, ищущим истинный путь будо.

   Б: Вы открыли Айкидо во время изучения Дайто-рю у Такэда Сокаку?

   О-сэнсэй: Да это так. Более правильно будет сказать, что Мастер Такэда открыл мне глаза на будо.

   А: А имелись ли другие специфические обстоятельства, благодаря которым вы открыли айкидо?

   О-сэнсэй: Да, так и было. Мой отец сильно заболел в 1919 г. и был при смерти. Я вынужден был прервать обучение и отправиться домой. По дороге домой мне сказали, что если посетить местечко Аябэ возле Киото и помолиться, то любая болезнь будет излечена.  Поэтому я поехал туда и познакомился с Дэгучи Онисабуро. Впоследствии, когда я прибыл домой, я узнал что мой отец уже умер. Даже притом, что я видел Дэгучи Сэнсэя только однажды, я решил переселиться в Аябэ с моим семейством, и пробыл там до позднего периода эпохи Тайсё (около 1925г.). В это время мне было приблизительно 40 лет. Однажды я остался сохнуть у колодца после омовения. Внезапно каскад слепящих золотых искр спустился с неба и окутал моё тело. Моё тело немедленно стало увеличиваться всё больше и больше, достигнув размера всей Вселенной. Пока я был во власти этого явления я внезапно осознал, что не следует думать о попытках победить! Сущностью будо должна быть любовь. Надо жить в любви. В этом суть айкидо и это старая форма состояния духа в Кэндзюцу. После осознания этой истины я испытал чрезвычайный восторг и не смог сдержать слёз.

   А: То есть, в будо, не обязательно быть сильным. В старые времена говорили "Кэн” (меч) и "Дзэн", по сути одно и то же. В действительности, сущность будо более отчетливо проясняется в вашем объяснении. В этом состоянии, ни правда ни ложь не имеют значения.

   О-сэнсэй: Как я сказал ранее, сущность будо - это масакацу агацу.

   Б: Я слышал историю о том, как Вы были вовлечены в столкновение с почти 150-тью рабочими.

   О-сэнсэй: Я? А я припоминаю... Когда Дэгучи Сэнсэй поехал в Монголию, в 1924 г., с целью создания большого Азиатского государства в соответствии с национальной политикой. Я по его просьбе сопровождал его, мне даже предлагали возглавить армию. Мы путешествовали по Монголии и Манчжурии. В то время как мы продвигались по Манчжурии, столкнулись с группой
бандитов, с которыми вступили в перестрелку. Я выхватил Маузер и открыл огонь,
затем оказался в самом центре схватки, отчаянно перемещаясь, и они рассредоточились. Я чудом избежал смерти.

   А: Я понимаю, Мастер, что у Вас много связей с Маньчжурией. Долго ли Вы там пребывали?

   О-сэнсэй: После той стычки я стал часто бывать в Маньчжурии. Я был советником по боевым искусствам в организации Симбудэн, а также в Университете Кэнкёку в Монголии. По этой причине меня там хорошо принимали.

   Б: Асихэй написал историю, называемую " Oя но Зa " в Сёсэцу Синтё, где он повествует о раннем периоде Сабуро Tэнрю, опального сумоиста, и его столкновения с военным искусством Айкидо (его истинного духом). Там он отзывается о вас очень хорошо, Сэнсэй?

   О-сэнсэй: Да.

   Б: Там, сказано, что вы были связаны с Tэнрю в течение некоторого времени?

   О-сэнсэй: Да. Он пребывал у меня дома в течение трёх месяцев.

   Б: Это было в Маньчжурии?

   О-сэнсэй: Да. Я встретил его, когда мы отдыхали после празднования 10-ой годовщиной независимости Манчжурии. В стороне от меня стоял высокий молодой человек в окружении группы людей, подзадоривали его такими словами: " Этот Сэнсэй имеет огромную силу. Как вы относитесь к тому, чтобы испытать его? " Я спросил кто - этот человек. Мне объяснили, что это известный Tэнрю, который покинул мир Сумо. Затем нас представили друг другу. В конце
концов всё закончилось проверкой нашей силы друг на друге.  Я сел на пол и
сказал Тэнрю: "Пожалуйста попробуйте сдвинуть меня. Толкайте сильно, не нужно
любезничать." Так как я знал секрет Айкидо, меня невозможно было сдвинуть ни на
дюйм. И даже Тэнрю, казалось, был удивлён. В результате этой встречи он
стал учеником Айкидо. Он был хороший человек.

   А: Мастер, а были ли у Вас какие-нибудь связи с Военно-морскими Силами?

   О-сэнсэй: Да и даже достаточно долгое время. Начиная примерно с 1927 или 28-го года и в течение около 10 лет я имел должность внештатного профессора в Академии ВМС.

   Б: Вы обучали солдат во время Вашего преподавания в Академии ВМС?

   О-сэнсэй: Я довольно много преподавал для военных, начиная с Академии ВМС в 1927-28-х годах. Примерно в 1932-33 году я открыл класс боевых искусств в военной школе Toяма-Гакко (высшей школе армейских офицеров). Затем в 1941- 42 году преподавал Айкидо в Академии военной полиции. Также, один раз я участвовал в презентации айкидо по приглашению Генерала Маэды Тоси, Руководителя Военной Академии.

   Б: Так как Вы были привлечены к обучению солдат, должно быть, имели место эпизоды связанные с грубым поведением по отношению к вам.

   О-сэнсэй: Да. Однажды я даже попал в засаду.

   Б: Может быть это случилось из-за того, что они Вас считали невыносимым учителем?

   О-сэнсэй: Нет это не так. Они хотели испытать мою силу. Это случилось когда я начал преподавать Айкидо для военной полиции. Однажды вечером когда я шёл через тренировочные площадки, я почувствовал, что происходит что-то странное. Я почувствовал, что что-то назревает. Внезапно со всех направлений из-за кустов и низин появилось множество солдат и окружило меня. Они начали атаковать меня деревянными мечами и ружьями. Но поскольку я был готов к такого рода вещам, я совсем не испугался. Когда они пытались ударить меня, я
вращал своё тело так и этак, и они легко падали когда я уворачивался. В конце концов они все
выдохлись. И что ни говори, но мир полон сюрпризов. В один из дней я повстречал одного человека из тех, что тогда нападали на меня. Сейчас я - советник в учебном заведении военной полиции в префектуре Вакаяма. Во время недавней встречи один человек узнал меня в лицо и подошёл улыбаясь. После нескольких минут разговора я узнал, что он был одним из тех людей, что нападали на меня в тот день много лет назад. Почёсывая голову он сказал мне следующее:
"Я очень извиняюсь за тот инцидент. В тот день мы обсуждали, а правда ли силён этот новый профессор Айкидо. Группа наших ребят, горячих военных полицейских, спорила по этому поводу и решила испытать нового учителя. Около 30 человек укрылись в засаде. Мы были совершенно ошеломлены, что 30 самоуверенных мужиков ничего не смогли сделать против Вашей силы."

   В: А были ли какие-нибудь случаи во время Вашего преподавания в школе Тояма?

   О-сэнсэй: Испытания силы? ...Кажется был один случай, ещё до случая с военной полицией. Несколько капитанов, которые работали инструкторами в школе Тояма, предложили мне помериться силой с ними. Они гордо рассказывали о своих способностях вроде: "Я могу поднять такой-то и такой-то вес" или "Я сломал бревно такого-то диаметра". Я объяснил им, что не владею той силой, что есть у них, но я могу бросить таких людей, как они, одним мизинцем. Я буду сожалеть, если опрокину Вас, поэтому давайте проделаем вот это... Я вытянул свою правую руку, положил кончик указательного пальца на парту и пригласил их повиснуть животами на моей руке. Сначала один, потом двое, потом трое офицеров повисли на моей руке и к этому времени все удивлённо раскрыли глаза. Я подождал, пока шестеро не легли на мою руку и затем попросил стоящего рядом офицера принести стакан воды. И пока я пил воду левой рукой, видел как у них округляются глаза.

   Б: Кроме айкидо, Вы, должно быть, обладаете огромной физической силой.

   О-сэнсэй: Вовсе нет.

   К.Уэсиба.: Конечно, он обладает силой, но это должно восприниматься, как мощь КИ, в большей степени, чем физическая сила. Несколько лет назад, когда мы поехали к новому поселению в пр. Ибараги, мы видели семь или восемь рабочих, безуспешно пробующих поднять огромное бревно. Мой отец наблюдал за ними некоторое время, а затем попросил, чтобы они отшагнули в сторону, так чтобы он смог пробовать. Он поднял это бревно и быстро унес его. Невообразимо сделать такое, обладая простой физической силой. Также имелся случай, при
встрече с неким Mихамахиро.

   Б: Был ли это тот самый Mихамахиро Taкасаго чемпион по сумо?

   О-сэнсэй: Да. Он был из провинции Кисю. Когда я отправился в Сингу, пр. Вакаяма, Mихамахиро был в ранге чемпиона по сумо. Он имел огромную силу и мог поднимать три рельса, которые весили несколько сотен фунтов. Когда я узнал, что Mихамахтро в городе, я пригласил его к себе погостить. Когда мы с ним разговаривали, Mихамахиро сказал, "Я также слышал, что Вы, Сэнсэй, обладаете большой силой. Почему бы не проверить нашу силу? ", на что я ответил "Хорошо. Я могу сдерживать Вас одним указательным пальцем. " Я позволил ему толкать меня,  в то время как сам оставался устойчивым. Этот человек способный поднимать огромные веса раздражённо пыхтел, но не мог опрокинуть меня. После этого, я перевёл его усилие в сторону от меня, и он полетел кубарем. Поскольку он упал, я надавил на него моим указательным пальцем, и он остался полностью неподвижен. Это было подобно тому, как взрослый держит младенца. Потом я предложил ему попытаться снова и позволил ему давить на мой лоб. Однако он не смог сдвинуть меня. Тогда я выставил мои ноги вперед, чтобы ему было легче сдвинуть меня. Тем не менее, он не смог сделать это. Он был удивлен и начал изучать айкидо.

   А: Когда вы говорите, что пригвождаете человека одним пальцем, вы жмёте на некие жизненные точки?

   О-сэнсэй: Я очертил окружность вокруг него. Его сила находилась внутри этой окружности. И не важно насколько сильным может быть человек, он не может направить силу за пределы этой окружности. Он становится бессильным. Таким образом, если вы прижимаете вашего соперника находясь вне его окружности, вы можете сдерживать его вашим указательным пальцем или мизинцем. Это возможно благодаря тому, что соперник уже стал бессильным.

Б: И снова это имеет физическую природу. Так же и в Дзюдо когда вы бросаете соперника или удерживаете его, вы помещаете себя в такое же положение. В Дзюдо вы перемещаетесь в разных направлениях и стараетесь поставить вашего соперника в подобное положение.

   А: А Ваша жена тоже из префектуры Вакаяма?

   О-сэнсэй: Да. Её девичья фамилия в Вакаяме была Такэда.

   А: Фамилия Такэда очень тесно связана с боевыми искусствами.

   О-сэнсэй: Можно так сказать. Моя семья в течение многих поколений поддерживала Имперский Дом. И мы были бескорыстны в нашей поддержке. Фактически мои предки отказались от владений и удачи и следовали всюду, служа Императорской Семье.

   Б: Да и Вы, Мастер, тоже постоянно переезжали с молодых времён, должно быть это было весьма тяжело для Вашей жены?

   О-сэнсэй: Поскольку я был очень занят, у меня было мало свободного времени для отдыха дома.

   К.Уэсиба: Поскольку семья моего отца была довольно хорошо обеспечена, он смог приобрести поистине привилегированное образование в боевых искусствах. И ещё один момент, одна из характерных черт моего отца, это то, что деньги для него почти ничего не значат. Однажды с ним приключилось вот что. Когда мой отец поселился в Токио в свой второй визит в столицу, он сперва приехал один, а затем подьехала и вся семья, перебравшись из Танабе в 1927 году. Местечко, где все мы поселились, находилось в Сарумати, район Сибасироганэ в Токио. Мы
арендовали это место с помощью господина Киёси Ямамото, сына генерала Гамбэй Ямамото.
К этому времени мой отец владел приличным куском земли вокруг Танабе, включая как возделанные, так и невозделанные поля и участок горной местности. Однако наличных у него почти не было. И ему приходилось занимать деньги, чтобы жить. Несмотря на это он так и не продал ни клочка земли. Да и не только это. Когда его ученики приносили ежемесячные взносы,
он обычно отвечал: "Это мне не нужно". Он просил их пожертвовать деньги для Камисама (божеству) и никогда не принимал деньги напрямую. И если ему были нужны деньги, он смиренно представал перед алтарём Камисама и получал дары от божества. Мы никогда не думали о том, чтобы взимать деньги за будо. Всё это время местом для тренировок была бывшая бильярдная в имении графа Симацу. Многие важные люди, включая офицеров таких как адмирал Исаму Такэсита, а также многие аристократы приходили на тренировки. Название,
которое мы использовали тогда, было Айкидзюдзюцу или Уэсиба-рю Айкидзюцу.

   Б: Каков оптимальный возраст для начала занятий Айкидо?

   К.Уэсиба.: Начинать можно с 7 - 8 лет, но наиболее серьёзные тренировки следует начинать в районе 15 - 16 лет. С физической точки зрения в этом возрасте скелет становится прочнее и кости крепче. Кроме того в Айкидо есть много духовных аспектов (конечно как и в других видах будо), поэтому в этом возрасте занимающийся начинает постигать сущность мира и природы будо. Таким образом, я бы сказал, что 15 - 16 лет это оптимальный возраст для начала изучения Айкидо.

   Б: По сравнению с Дзюдо в Айкидо очень мало ситуаций, когда один борется с другим.Поэтому в Айкидо и не требуется большая физическая сила. Более того вы можете работать не только с одним, но и с несколькими соперниками одновременно. Это настоящий идеал в роли будо. А с этой точки зрения разве мало хулиганов приходит изучать Айкидо?
 
    К.Уэсиба.: Конечно такие люди записываются в секции. Но когда такой человек изучает Айкидо с намерением использовать его как инструмент для драки, он долго не удерживается. Будо это не танцы и не просмотр фильма. Дождь ли, солнце ли, вы должны постоянно практиковаться изо дня в день, чтобы совершенствоваться. В частности айкидо - это духовная практика, использующая будо. Его невозможно изучать как инструмент тем, кто хочет
использовать его для сражений. Также и занимающиеся, склонные к насилию, прекращают
так себя вести, когда они постигают Айкидо.

   Б: Понятно... через непрерывные тренировки они прекращают вести себя агрессивно.

   О-сэнсэй: В айкидо  “Бу” (военный метод) не является способом насилия, а скорее боевого искусства любви, ваше поведение не агрессивно. Вы обращаете сильного противника мягким способом. Так, он не может вести себя подобно хулиганам дальше.

   Б: Понятно. Это не управление насилием с помощью насилия, а превращение насилия в любовь.

   А: Что Вы изучаете в самом начале, как основу Айкидо? В Дзюдо изучают укэми (технику падений)...

   К.Уэсиба: Сначала технику передвижений (тай-сабаки), затем поток Ки (Ки-но- нагарэ)...

   А: Что такое поток ки?

   К.Уэсиба: В айкидо, мы постоянно практикуемся в том, как соединять Ки нашего партнера с нашем собственным Ки, втягивая его в наше собственное движение. Затем, мы практикуем, способы поворота нашего тела. Вы перемещаете не только части вашего тела, как скажем руки или ноги. Вы должны перемещать тело, как единое целое.

   Б: Наблюдая за тренировкой Айкидо я вижу, что ученики вроде падают реально. Каким образом Вы тренируете укэми?

   К.Уэсиба: В отличие от Дзюдо, где вы находитесь в захвате с соперником, в Айкидо почти всегда поддерживается некоторая дистанция. Следовательно, возможны более свободные варианты укэми. Вместо падения с грохотом, как в Дзюдо, мы применяем кругообразные падения, это очень естественная форма укэми. Так мы старательно практикуем эти четыре элемента.

   Б: Итак, Вы практикуете Тай-но сабаки (движения тела), Ки-но нагарэ (поток ки), Тай-но Тэнкан-хо (повороты тела), Укэми, а затем начинается изучение приёмов. Какие приёмы вы преподаёте сначала?
 
   К.Уэсиба: Шихо-нагэ (бросок на четыре стороны). Это техника позаимствована из кэндзюцу. Но мы, так же используем боккен (деревянные мечи). Поскольку, как я сказал ранее, в айкидо, враг становится частью вашего движения. Я могу перемещать его свободно по своему желанию. Например, когда вы практикуете с предметами, джо (палка) или боккен становятся частью вас, как скажем рука или нога. Поэтому в айкидо, то, что вы держите в руках, прекращает быть просто предметом. Это становится частью вашего собственного тела.    Затем, Ирими-нагэ.  В этой технике вы входите. В то время как ваш противник атакует вас, и в то время, вы выполняете два или три атэми (удары). Например, противник атакует ваше лицо кулаком или ребром руки (тэгатана). Используя мощь вашего противника, вы перемещаете ваше тело к его левому боку, контролируя правую руку противника, двумя вашими расширенными руками, продолжаем перенаправлять его движение. Затем, держа руку вашего противника, вы перемещаете её круговым движением вокруг его головы. И он падает, рукой обернутой вокруг его шеи, это - также является потоком Ки ... Имеются различные сложные теории относительно этого принципа. Противник становится полностью бессильным, или точнее, мощь противника ведется в направлении, котором вы выбрали сами. Так чем большее количество силы противник применяет, тем проще это - для вас. С другой стороны, если мы противопоставляем нашу силу
противнику, то никогда не сможем надеяться выстоять против очень сильного человека.

   О-сэнсэй: Так и в Айкидо вы никогда не идёте против силы атакующего. Когда он бьёт вас или рубит мечом, существует только одна линия или точка приложения его силы. Всё, что вам нужно - это уйти с неё.

   К.Уэсиба: Далее мы изучаем следующие приёмы: Иккё из положения сидя от атаки Шомэн учи, Никкё, затем комбинированные техники(Хэнка ваза), контрприёмы(Каэши ваза) и так далее...

   Б: Айкидо имеет мощное духовное содержание. Какой срок потребуется, чтобы уяснить базовые принципы Айкидо, начиная с нуля?

   К.Уэсиба: Поскольку существуют собранные и несобранные люди, я не могу указать обобщённый срок, но если человек тренируется около трёх месяцев, он уже начинает чуть разбираться, что такое Айкидо. А те, кто преодолел три месяца, будут тренироваться до шести месяцев. Если вы практикуете шесть месяцев, значит вы сможете продолжать сколь угодно долго. Те, у кого был поверхностный интерес, обычно уходят не отзанимавшись и трёх месяцев...

   Б: Я знаю, что 28-го числа этого месяца будет аттестация на первый дан. А сколько сейчас всего мастеров с чёрным поясом в Айкидо?

   К.Уэсиба: Высшая степень - это 8 дан, и таковых сейчас четверо. Так же сейчас есть шесть мастеров 7-го дана. А обладатели 1-го дана уже весьма многочисленны, естественно эти цифры отражают только тех, кто связался с Хомбу Додзё после Войны.

    Б: Я понимаю, что существует большое количество людей, изучающих Айкидо за рубежом.

   К.Уэсиба: Мастер Тохэй посетил Гавайи и США с целью преподавания Айкидо. Самое популярное место для Айкидо - это Гавайи, где сейчас около 1200 или 1300 занимающихся. Эта цифра эквивалентна 70000 или 80000 айкидокам в Токио. Также несколько чёрных поясов есть и во Франции. Есть один француз, который начал изучать Айкидо после получения травмы в Дзюдо. Он хотел постичь дух Айкидо, но не смог сделать это во Франции. Он почувствовал, что для поиска истинного духа Айкидо он должен отправиться к месту, где зародилось это искусство. Он объяснял, что именно это явилось причиной его приезда в Японию. Посол Панамы также изучает Айкидо, но похоже климат Японии слишком холоден для него, и он не тренируется зимой. А ещё есть госпожа по имени Онода Хару, которая уехала в Рим изучать искусство скульптуры. Она приходила в додзё ещё с того времени, когда она была студенткой в Токийской школе изящных искусств. Я недавно получил от неё письмо, в котором она пишет, что ей удалось повстречать итальянца, который практикует Айкидо и очень уважительно к ней
относится.

   А: И касательно толкования техник Айкидо?
 
   О-сэнсэй: Основные принципы это Масакацу, Агацу и Кацухаяби. Как я говорил ранее, Масакацу - это " истинная победа ", Агацу - это "победа в соответствии с небесной миссией, данной вам". Кацухаяби означает "победу в тот же миг".

   А: Путь очень длинный, не так ли?

   О-сэнсэй: Айки-но Мичи (путь в айки) бесконечен. Мне сейчас 76 лет, но я все еще продолжаю мой поиск. Это - не простая задача поиск Пути в Будо или искусствах. В айкидо вы должны понять каждое явление во Вселенной. Например, вращение Земли и наиболее сложные принципы движения Галактик. Айки это - пожизненное обучение.

Б: Итак, айки - это преподавание Ками (Бога), а также боевой путь. Так что же такое дух Айкидо?
 
    О-сэнсэй: Айкидо  это так же ай (любовь). Вы проявляете большую любовь ко всей Вселенной и делаете это своей основой, и затем вы должны пропитать всю вашу собственную жизнь миссией защиты и любви ко всему сущему. Выполнить эту миссию, истинная цель будо. Истина в будо, означает покорять себя и устранять агрессивное начало в своём сердце. Это - путь к абсолютному самосовершенствованию, в котором само понятие враг отсутствует изначально. Практика Айки - это аскетическое обучение, и путь, через который вы достигаете состояния слияния тела и духа, в соответствии с волей Небес.

   Б: Получается, что Айки путь к миру во всем мире?

   О-сэнсэй: Окончательная цель Айки - создание небес на земле. В любом случае, целостный мир - это мир в гармонии. В нём нам не нужны атомные и водородные бомбы. Это будет благоустроенный и славный мир.